Автомобильные аккумуляторы с самого начала развития и до сего дня используются только кислотные. Это очень мощный вторичный источник тока, обладающий малым внутренним сопротивлением, в связи с чем он способен на протяжении довольно длительного времени с помощью стартера вращать коленвал при запуске автомобиля. Именно это свойство кислотного аккумулятора стало определяющим для его применения в автомобильной технике.
Поскольку кислотный аккумулятор является вторичным источником питания, то есть не может сам вырабатывать электроэнергию, а только способен ее накапливать и отдавать, он нуждается в периодической зарядке. Зарядить аккумулятор можно двумя основными способами: стабильным напряжением или стабильным током. Первый способ не является щадящим для прибора, но вынужденно применяется во всех автомобилях, так как бортсеть предполагает наличие в ней стабильного напряжения. Иначе все электрические приборы постоянно работали бы с изменением яркости. Однако срок службы аккумулятора даже при таком режиме зарядки составляет несколько лет беспрерывной работы, конечно, при соблюдении остальных условий, влияющих на его работу.
Второй способ зарядки аккумулятора - при помощи стабильного тока, применяется в автомастерских или в условиях личного гаража. Для этого аккумулятор отключается от бортсети автомобиля и подключается к зарядному устройству. Рассчитать правильный режим заряда АКБ несложно. Для этого только надо знать паспортную емкость батареи. Она прямо указывается в ее названии. Например, 6 СТ 60. Это означает: 6 банок (по 2 вольта), емкость равна 60 ампер/час. Это значит, что при токе в 1 ампер батарея будет держать допустимое напряжение на своих клеммах в течение 60 часов. Или ток в 2 ампера будет разряжать ту же батарею 30 часов. То есть в любом случае номинальная емкость аккумулятора равняется произведению тока на время его течения.
Для зарядки батареи необходимо выбрать ток, равный 1/10 ее номинальной емкости. При этом нормальное время зарядки аккумуляторной батареи автомобиля будет составлять 10 часов. Это в том случае, если батарея была перед этим полностью разряжена. Другое дело, если ее разряд перед постановкой на зарядное устройство был неполный. Дело в том, что кислотные аккумуляторы очень боятся перезаряда. А конечное напряжение заряда у них напрямую связано с температурой окружающей среды и колеблется в пределах от 3,8 вольта при температуре воздуха +40 и до 4,6 вольта при температуре -60. ля средней полосы эти напряжения составляют примерно 4,2 вольта зимой и 4,0 вольт летом.
Это в полной мере касается и напряжения бортсети автомобиля. В случае, если у водителя имеется автоматическое зарядное устройство, ему будет необходимо только выставить номинальный ток зарядки. Если же автомат отключения отсутствует, придется периодически регулировать ток и наблюдать за вольтметром до момента достижения напряжения, равным конечному. Забота о правильной зарядке аккумулятора позволит продлить срок его службы на долгие годы, а автомобилю обеспечит бесперебойное движение.